Главная » Статьи » Мои статьи |
Советы психолога — развиваем креативО.И.Мотков Развитие творчества у детей В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности. Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. «Школ. психолог», 1999, № 4 январь, с.
В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.). В большей степени стимулируют творческое самовыражение детей педагоги (родители), имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивныеличностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога (родителя) можно отнести следующие:
Хотелось бы также обратить особое внимание читателя на следующее. Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается «одной, но пламенной страстью». Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельностиразнообразных дел: ситуативных, бытовых — и «вечных», общения с людьми — и уединения, общения с дикой природой — и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства — и подчинения, и т.д. То есть желательно, чтобы в нашей жизни присутствовало И ТО, И ЭТО. Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам творчества детей, может фанатизировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания («Вы — соль земли»), активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека. Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций — это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога (родителя), повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к детям и своего поведения на занятиях и просто в общении с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий. *** Полный текст статьи см. в журнале «Дополнительное образование», 2000, № 4, с. 9 — 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |